Эксплуатация литий ионных аккумуляторов

Вступление Прогресс идет вперед, и на смену традиционно используемым NiCd никель-кадмиевым и NiMh никель-металлогидридным мы получили возможность использовать литиевые аккумуляторы. При эксплуатация литий ионных аккумуляторов весе одного элемента они имеют большую, по сравнению с NiCd и NiMH емкость, кроме того, напряжение элемента у них в три раза выше - 3. Так что для большинства моделей достаточно батареи из двух или трех элементов. Эксплуатация литий ионных аккумуляторов литиевых аккумуляторов различают два основных типа - литий-ионные Li-Ion и литий-полимерные LiPo, Li-Po или Li-Pol. Разница между ними — в типе используемого электролита. В случае LiIon — это гелевый электролит, в случае LiPo — специальный полимер, насыщенный литийсодержащим раствором. Но для использования в силовых установках моделей наибольшее распространение получили литий-полимерные аккумуляторы, так что в дальнейшем разговор пойдет именно о них. Впрочем, жесткое разделение тут весьма условно, так эксплуатация литий ионных аккумуляторов оба типа отличаются в основном используемым электролитом, и все, что будет сказано про литий-полимерные аккумуляторы, практически в полной мере относится и к литий-ионным заряд, разряд, особенности эксплуатации, техника безопасности. С практической точки зрения нас волнует только тот момент, что литий-полимерные аккумуляторы в настоящий момент обеспечивают более высокие разрядные токи. Поэтому на модельном рынке в качестве источника энергии для силовых установок в основном предлагают именно их. Основные характеристики Литий-полимерные аккумуляторы при одинаковом весе превосходят по энергоемкости NiCd в 4-5 раз, NiMH в 3-4 раза. Количество рабочих циклов 500- 600, при разрядных токах в 2С до потери емкости в 20% для сравнения - у NiCd- 1000 циклов, у NiMH — 500. Вообще говоря, каких—либо данных по количеству рабочих циклов пока еще очень мало и к приведенным в данном случае их характеристикам необходимо относиться критически. Кроме того, технология их изготовления совершенствуется, и возможно, что в данный момент цифры по этому типу аккумулятора уже другие. Так же, как и все аккумуляторы, литиевые подвержены старению. Через 2 года батарея теряет около 20% ёмкости. Из всего многообразия силовых литий-полимерных аккумуляторов, имеющихся в продаже, можно выделить две основные группы - быстроразрядные Hi discharge и обычные. Отличаются они между собой максимальным разрядным током - его указывают или в амперах, или в единицах емкости аккумулятора, обозначаемой букой «С». Например, если ток разряда 3С, а емкость аккумулятора — 1 Ач, то ток будет равен 3 Максимальный ток разряда обычных аккумуляторов, как правило, не превышает 3С, некоторые производители указывают 5С. Быстроразрядные аккумуляторы допускают эксплуатация литий ионных аккумуляторов разряда до 8-10С. Такие аккумуляторы несколько тяжелее своих слаботочных собратьев примерно на 20%и в названии у них после цифр емкости присутствуют буквы HD или HC, например KKM1500 — обычный аккумулятор емкостью 1500 мАч, а KKM1500HD — быстроразрядный. Хочется сразу сделать небольшое замечание для любителей экспериментов. В бытовой технике быстроразрядные аккумуляторы не применяются. Поэтому если вас посетит идея добыть по дешевке аккумулятор из сотового телефона или видеокамеры, то на хороший результат тут рассчитывать сложно. Скорее всего, такая батарея очень быстро эксплуатация литий ионных аккумуляторов из-за нарушения предусмотренных режимов эксплуатации. Области применения и стоимость Применение литий-полимерных аккумуляторов позволяет решить две важные задачи - увеличить время работы мотора и снизить вес батареи. При замене батареи 8. А если использовать быстроразрядные аккумуляторы, вот тогда и большие самолеты могут летать, не уступая в энерговооруженности ДВСу. Эксплуатация литий ионных аккумуляторов подтверждение этому, 7-е место в первенстве мира по пилотажным моделям F3A занял американец на электролете. Причем это была не маленькая жужжалка, а нормальный двухметровый самолет, как у остальных участников, имевших модели с двигателями внутреннего сгорания! Очень хорошо зарекомендовали себя литий-полимерные аккумуляторы на небольших вертолетах, таких, как Piccolo или Hummingbird - например, даже при использовании стандартного коллекторного мотора эксплуатация литий ионных аккумуляторов полета на двух банках емкостью 1 Ач составляет более 25 минут! А при замене мотора на бесколлекторный эксплуатация литий ионных аккумуляторов более 45 минут! И, конечно, литиевые аккумуляторы просто незаменимы, когда речь эксплуатация литий ионных аккумуляторов о комнатных самолетах весом 4-20 г. В этой области NiCd с ними сравниться не может - просто нет таких батарей например, вес 45 мАч банки-1 г, 150 мАч - 3. Единственная область, где пока литий-полимерные аккумуляторы уступают Ni-Cd - это область супервысоких 40-50С разрядных токов. Но прогресс идет вперед, и, может быть, через пару лет мы услышим про новые успехи в этой области - ведь 2 года назад про быстроразрядные литиевые аккумуляторы тоже никто не слышал. Вот, для примера, основные характеристики LiPo аккумуляторов Kokam: Название Емкость, mAh Размеры, мм Вес, г Максимальный ток Kokam 145 145 27. Производители В настоящее время существует несколько фирм-производителей литий- полимерных аккумуляторов. Лидером по количеству выпускаемых аккумуляторов и одним из первых по качеству является Kokam. Также известны фирмы Thunder Power, I-Rate эксплуатация литий ионных аккумуляторов, E-Tec, и Tanic предположительно, это второе название Thunder Power или же это один из продавцов Thunder Power под своим названием. Посмотреть типы Kokam-а можно на сайтебатареи эксплуатация литий ионных аккумуляторов производителей предлагаются на сайте и. Есть еще Platinum Polymer, предлагаемый на сайтепредположительно эксплуатация литий ионных аккумуляторов это другое название I-Rate. Ассортимент емкости аккумуляторов весьма широк — от 50 до 3000мАч. Для получения больших емкостей используют параллельное соединение аккумуляторов. По форме все батареи плоские. Как правило, их толщина меньше самой короткой стороны более чем в 3 раза, и выводы делаются с короткой стороны в виде плоских пластин. I-Rate, насколько мне известно, быстроразрядных аккумуляторов пока не эксплуатация литий ионных аккумуляторов, их аккумуляторы имеют одну особенность: один из электродов у них алюминиевый, и паять его проблематично. Это делает их неудобными при самостоятельной сборке батареи. Аккумуляторы E-Tec - нечто среднее, они не заявлены как быстроразрядные, но ток их разряда выше, чем у обычных — 5-7С. Лидерами по популярности являются Эксплуатация литий ионных аккумуляторов и Thunder Power, причем Kokam в основном используют в легких и средних моделях, а Thunder Power на средних, больших и гигантских более 10 кг! Очевидно, это обусловлено ценой и наличием в ассортименте мощных сборок - до 30 вольт и 8Ач емкостью. Далее идут Tanic и E-tec, а вот про I-rate эксплуатация литий ионных аккумуляторов мало. Platinum Polymer популярен почему-то только в Америке, причем используют его почти исключительно на медленных слоуфлаерах. Зарядка литий-полимерных аккумуляторов Заряд аккумуляторов осуществляется по достаточно простому алгоритму - заряд от источника постоянного напряжения 4. Заряд считается завершенным, когда ток упадет до 0. После перехода в режим стабилизации напряжения при токе в 1С аккумулятор набирает примерно 70-80% емкости. Для полной зарядки необходимо время около 2-х часов. К зарядному устройству предъявляются достаточно жесткие требования по точности поддержания напряжения в эксплуатация литий ионных аккумуляторов заряда - не хуже 0. Первые, как правило, имеют только светодиодную индикацию заряда, количество банок и ток в эксплуатация литий ионных аккумуляторов выставляются перемычками. Достоинство таких зарядных устройств - низкая цена. Главный недостаток — некоторые из них не умеют правильно показывать окончание заряда. Они показывают лишь момент перехода от режима стабилизации тока к режиму стабилизации напряжения, что составляет примерно 70-80% емкости. Для полного окончания заряда надо еще подождать минут 30-40. У второй группы эксплуатация литий ионных аккумуляторов возможности намного шире, как правило, они все показывают напряжение, ток и емкость мАчкоторую аккумулятор «принял» в процессе заряда, что позволяет более точно определять, насколько заряжен аккумулятор. При использовании зарядного устройства самое главное - правильно выставить на эксплуатация литий ионных аккумуляторов нужное количество банок в эксплуатация литий ионных аккумуляторов и ток заряда. Ток заряда, как правило, равен 1С. Эксплуатация и меры предосторожности Можно с уверенностью сказать, что литий-полимерные аккумуляторы самые «нежные» аккумуляторы из существующих, то есть требуют обязательного соблюдения нескольких несложных, но обязательных правил, из-за несоблюдения которых случается или пожар, или аккумулятор «умирает». Перечислим их в порядке убывания опасности: Заряд до напряжения, превышающего 4. Разряд токами, превышающими нагрузочную способность или нагревающими аккумулятор выше 60°С. Разряд эксплуатация литий ионных аккумуляторов напряжения 3. Нагрев аккумулятора выше 60°С. Хранение в разряженном состоянии. Невыполнение первых трех пунктов приводит к пожару, всех остальных - к полной или частичной потере емкости. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: Чтобы не было пожара, надо иметь нормальный зарядник и правильно выставлять на нем число заряжаемых банок. Необходимо также использовать разъемы, исключающие возможность короткого замыкания батареи из-за этого у моего друга обгорел стол, на котором заряжались аккумуляторы, и занавеска и контролировать эксплуатация литий ионных аккумуляторов, потребляемый мотором на «полном газу». Кроме того, не рекомендуется на модели закрывать аккумуляторы со всех сторон от поступления потока воздуха, а эксплуатация литий ионных аккумуляторов это невозможно, то следует предусмотреть специальные каналы для охлаждения. В случаях, когда ток, потребляемый двигателем, составляет более 2С, аккумулятор на модели закрыт со всех сторон, после 5-6 минут эксплуатация литий ионных аккумуляторов мотора следует его остановить, а затем вытащить и потрогать аккумулятор - не слишком ли горячий. Дело в том, что после нагрева выше определенной температуры около 70 градусов в аккумуляторе начинает идти «цепная реакция», превращающая запасенную им энергию в тепло, аккумулятор буквально растекается, эксплуатация литий ионных аккумуляторов все, что может гореть. Если замкнуть почти разряженный аккумулятор, то пожара не будет, он тихо и мирно умрет из-за переразряда. Отсюда следует второе важное правило: следите за напряжением в конце разряда аккумулятора и обязательно отключайте аккумулятор после работы! Некоторые регуляторы скорости особенно этим грешат Jeti не прекращают потребление тока эксплуатация литий ионных аккумуляторов выключения штатного выключателя. Что заставило чехов принять такое странное решение — не знаю. Но факт остается фактом, практически все модели контроллеров для бесколлекторных моторов Jetti включая и новую серию "Advanced"в которых есть BEC, то есть стабилизатор питания приемника и машинок от силового питания, не обеспечивают полное обесточивание цепи штатным выключателем. Отключаются только приемник и сервомашинки, а контроллер продолжает потреблять ток около 20 мА. Это особенно опасно, так как не видно, что питание включено, машинки стоят, мотор молчит. И если забыть о подключенном аккумуляторе на сутки-другие, то окажется, эксплуатация литий ионных аккумуляторов с ним можно попрощаться - не любит эксплуатация литий ионных аккумуляторов глубокого разряда. Конечно, следует помнить о том, что контроллер двигателя должен уметь работать с литиевыми аккумуляторами, то есть иметь регулируемое напряжение эксплуатация литий ионных аккумуляторов двигателя. И надо не забывать программировать контроллер на нужное количество банок. Впрочем, сейчас появилось новое поколение контроллеров, которые автоматически определяют количество подключенных банок. Разгерметизация — еще одна причина выхода литиевых аккумуляторов из строя, поскольку внутрь элемента не должен попадать воздух. Это может произойти при повреждении внешнего защитного пакета аккумулятор запаян в пакет наподобие термоусадочной эксплуатация литий ионных аккумуляторовв результате удара или повреждения острым предметом, или при сильном перегреве вывода аккумулятора при пайке. Вывод - не ронять с большой высоты и паять аккуратно. Хранение аккумуляторов, судя по рекомендациям производителей, следует производить в заряженном на 50-70% состоянии, лучше в прохладном месте, при температурах не выше 20°С. Хранение в разряженном состоянии отрицательно сказывается на сроке службы - как и у всех аккумуляторов, у литий-полимерных есть небольшой саморазряд. Сборка батареи Для получения батарей с высокой токоотдачей эксплуатация литий ионных аккумуляторов большой эксплуатация литий ионных аккумуляторов используют параллельное соединение аккумуляторов. Если вы покупаете готовую батарею, то по маркировке можно узнать, сколько в ней банок и как они соединены. Буква P parallel после числа обозначает количество соединенных параллельно банок, а S serial —последовательно. Например, "Kokam 1500 3S2P" обозначает батарею, соединенную последовательно из 3-х пар аккумуляторов, и каждая пара образована 2-мя параллельно соединенными аккумуляторами емкостью по 1500мач. Если вы покупаете аккумуляторы отдельно, то перед соединением их в батарею нужно уравнять их потенциалы. Особенно это касается варианта параллельного включения, так как при этом одна банка начнет эксплуатация литий ионных аккумуляторов другую, и зарядный ток может превысить значение 1С. Желательно все купленные банки перед соединением разрядить до 3-х вольт током 0. Напряжение надо контролировать цифровым вольтметром с точностью не ниже 0. Это обеспечит надежное функционирование батареи в будущем. Выравнивание потенциалов балансировку также желательно проводить даже уже на собранных фирменных батареях перед их первым зарядом, так как многие фирмы, собирающие элементы в батарею, не балансируют их перед сборкой. Из-за падения емкости в результате эксплуатации ни в коем случае нельзя добавлять новые банки последовательно старым - эксплуатация литий ионных аккумуляторов будет при этом разбалансирована. Конечно, также нельзя соединять в батарею аккумуляторы разных, даже близких емкостей — например 1800 и 2000 мАч, а также использовать в одной батарее аккумуляторы разных производителей, так как различное внутреннее сопротивление приведет к разбалансировке батареи. При пайке следует соблюдать аккуратность, нельзя допускать эксплуатация литий ионных аккумуляторов выводов, - это может нарушить герметизацию и навсегда убить еще не успевший полетать аккумулятор. Некоторые эксплуатация литий ионных аккумуляторов аккумуляторов Kokam поставляются с уже припаянными кусочками печатной платы к выводам, для удобства распайки проводов. При этом добавляется лишний вес - около 1г на элемент, зато греть места для припайки проводов можно гораздо дольше - стеклотекстолит плохо проводит тепло. Провода с разъемами следует закрепить на корпусе батарее, хотя бы скотчем, чтобы случайно не оторвать вывод под корень. Нюансы применения Итак, подчеркнем еще раз самые важные моменты, связанные с использованием литий-полимерных аккумуляторов. Применяйте разъемы, исключающие возможность замыкания батареи. Не превышайте допустимые токи разряда. Следите за температурой аккумулятора при отсутствии охлаждения. Не подвергайте батарею ударам. Эксплуатация литий ионных аккумуляторов еще несколько полезных примеров, вытекающих из ранее сказанного, но неочевидных на первый взгляд. При больших зарядных токах 2 А и более использование тонких проводов от зарядника до батареи, а также подключение «крокодилами» а не штатными разъемами батареи к заряднику приводят к паразитному падению напряжения в контактах и проводах, зарядник раньше переходит в режим стабилизации напряжения, что увеличивает время заряда. Например, на заряднике "Triton" при использовании штатных проводов с «крокодилами» время заряда на токе 1. При использовании коллекторных моторов нужно не допускать ситуаций, когда мотор застопорен например, модель лежит на землеа на передатчике дан полный газ. Ток при этом слишком велик, и мы эксплуатация литий ионных аккумуляторов взорвать батарею если раньше не сгорит мотор или регулятор. Эта проблема неоднократно обсуждалась в форумах. Большинство регуляторов для коллекторных моторов выключают мотор при потере сигнала от передатчика, и, если ваш регулятор умеет это делать, я бы советовал выключать передатчик, если модель упала, например, в траву эксплуатация литий ионных аккумуляторов от вас, - меньше риск при поиске модели задеть ручку газа болтающегося на ремне передатчика и не заметить этого. В течении долгой эксплуатации батареи ее элементы из-за изначального небольшого разброса емкостей становятся несбалансированными - какие-то банки «стареют» раньше других и теряют свою емкость быстрее. При большем числе банок в батарее процесс идет быстрее. Отсюда вытекает следующее правило - иногда необходимо контролировать емкость каждого элемента эксплуатация литий ионных аккумуляторов в отдельности. Для этого можно измерить его напряжение в конце заряда. Точно это пока установить сложно - слишком мало опыта эксплуатации накоплено. Как правило, рекомендуют примерно через 40-50 циклов после начала эксплуатации раз в 10-20 циклов производить проверку напряжения элементов батареи при заряде для выявления «плохих банок». Не рекомендуется «высаживать в ноль» батарею, гоняя мотор до эксплуатация литий ионных аккумуляторов пор, пока он не перестанет вообще вращаться. Новой батарее такое обращение не повредит, а для немного разбалансированной - это лишний риск разрядить самую «плохую банку» ниже 3-х вольт, из-за чего она еще больше потеряет емкость. Когда емкости различаются более, чем на 20% - такую батарею без специальных мер заряжать всю целиком нельзя! Эксплуатация литий ионных аккумуляторов автоматической балансировки элементов батареи при заряде используют так называемые балансеры balancer. Это небольшая плата, подключаемая к каждой банке, содержащая нагрузочные резисторы, схему управления и светодиод, показывающий, что напряжение на данной банке достигло уровня 4. При превышении напряжения на отдельном элементе порога в 4. По одновременности зажигания светодиодов видно, какие банки имеют меньшую емкость - на их балансере светодиод зажжется первым. К балансерам предъявляется одно важное дополнительное требование- ток, потребляемый ими от батареи в «ждущем» режиме должен быть мал, обычно он составляет 5-10 мкА. Следует добавить, что от переразряда некоторых банок в разбалансированной батарее эксплуатация литий ионных аккумуляторов не спасает, он служит только для защиты от повреждения элементов при заряде и средством индикации «плохих» элементов в батарее. Вышесказанное относится к батареям, составленным из 3-х и более элементов, для 2-х баночных батарей балансеры, как правило, не применяют. Существует мнение, что литий-полимерные аккумуляторы нельзя эксплуатировать при отрицательных температурах. Действительно, в технических характеристиках на батареи указан рабочий диапазон 0-50 °С при 0 °С сохраняется 80% емкости. Но тем не менее, летать на них при температурах около —10. Дело в том, что не надо перед полетом морозить батарею - положите ее в карман, где тепло. А в полете внутреннее выделение тепла в аккумуляторе оказывается в данный момент полезным свойством, не позволяя батарее замерзнуть. Конечно, отдача аккумулятора будет несколько ниже, чем при нормальной температуре. Заключение Учитывая, какими темпами двигается технический прогресс в области электрохимии, можно предположить, что будущее за литий-полимерными аккумуляторами - если их не догонят топливные элементы. По мере повышения спроса на аккумуляторы и увеличения объема их выпуска цена будет неизбежно падать, и тогда литий станет, наконец, также распространен, как NiMH. На Западе это время уже полгода как наступило, по крайней мере, в Америке. Популярность электролетов с литий-полимерными аккумуляторами эксплуатация литий ионных аккумуляторов растет. Хочется надеяться, что бесколлекторные моторы и контроллеры к ним тоже подешевеют, но в этой области прогресс снижения цен движется менее стремительно. Ведь всего два года назад задавался в форуме вопрос - «А кто- нибудь реально летает на brushless? А про литиевые аккумуляторы тогда упоминания не было вообще. В общем, поживем - увидим. Копирование материалов про радиоуправляемые модели игрушки, опубликованных на этом сайте, запрещено. © 1997-2007 «RC design».