Квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси

Консультация для педагогов учреждения. Педагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающих поколений. Ей присущи специфические формы организации, содержание и способы осуществления. Педагогическая деятельность — объект исследования различных отраслей педагогической науки. Так, дидактика изучает общие закономерности обучения как составной части педагогической деятельности. Частные методики вырабатывают наиболее эффективные способы преподавания конкретных предметов. Теория воспитания выявляет принципы и закономерности воспитательного влияния. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда воспитателя и то, как воспитатель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология педагогической деятельности определяются прежде всего социальными факторами — местом и функциями воспитателя детского сада в обществе, требованиями общества к воспитателю, а затем — социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси воспитателя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности. Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности. Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Представление о содержании психологической культуры можно получить путем эмпирического анализа того уникального и типического, что отличало самих создателей «культурного кода». Зимней некоторые основные компоненты психологической культуры, отличавшей ее подлинных носителей: 1 гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке; 2 исключительная тщательность и внимание квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси фактам; 3 понимание относительности научных доказательств и выводов; 4 высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии; 5 широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус; 6 широкая гуманитарная культура; 7 речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни; 8 миро — и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм. В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям, но в целом их социальная компетентность была высокой Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов. Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах Мамардашвилипроявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Наука психология сама по себе новый тип культуры, поскольку ее сущностная характеристика — рефлексивность Она обладает проективной и порождающей функцией Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя Длительное время культура рассматривалась как нечто внешнее по отношению к индивиду Леонтьеввсе еще недостаточно изучены внутренние условия становления культурного опыта Присвоение культуры осуществляется в ходе социокультурного развития индивида, и в этом процессе важное значение имеет индивидуальный опыт его жизни. Тезис о взаимодействии и взаимовлиянии индивидуального и социального опыта применяется в качестве объяснительной модели в многочисленных исследованиях, посвященных самым разным проблемам психологической науки Не оспаривая безусловную справедливость данного подхода, представляется важным особым образом выделить категорию индивидуального опыта человека. И главным образом потому, что в изучении становления всех культурных форм развития, в том числе и психологической культуры, индивидуальный опыт ребенка до сих пор не стал предметом специального исследования. Между темименно этот опыт является одним из важнейших внутренних условий формирования психологической культуры. Долгое время внутренняя жизнь человека вообще не была специальным предметом исследований в психологии. Этот пробел восполнялся в других гуманитарных науках, и прежде всего в литературе Сложность изучения индивидуального опыта хорошо осознается современными исследователями Он становится психологической реальностью лишь в прикладных областях, главным образом в психотерапии и клинической психологии В своей практической работе психологи активно взаимодействуют с самыми разными гранями индивидуального опыта человека — опыта души, тела, духа, способствуют его проявлению, выявлению, осознанию, трансформации, развитию. И только под влиянием социокультурного опыта индивидуальный опыт вместо стихийного и неосознанного, не интегрированного и не связанного с генетически более поздними образованиями может «прийти в квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси, быть преобразованным, трансформированным, развитым. По меткому выражению Мамардашвили, только «идеальная форма порождает реальную», «меняет горизонты движения», производит «окультуривание» нижележащих образований. Обобщенный и осознанный опыт собственной жизни создает условия для общей психической регуляции и личностного развития, квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси основой изменений и самоизменений субъекта Для повышения устойчивости субъекта по отношению к жизни важен не столько факт происшедшего, сколько превращение «внешних» событий жизни во «внутренние» Так закладываются основы потребности в человечности С одной стороны, случайные события могут быть преобразованы в значимые лишь при участии личности в собственной жизни, с другой квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси прошлый опыт является основой «богатства связей с миром» Личность опосредует собственную зависимость от обстоятельств своей жизни, результатом чего становится квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси внутреннего мира человека Однако, как справедливо указывает Абульханова-Славская, «особенности проявления общественных закономерностей на индивидуальном уровне почти не изучены. Они трудны для изучения в силу того, что особенно велика здесь сила субъективного фактора». Вместе с тем различные формы опыта человека, в том числе и детского, имеют определенную культурную ответственность. Об этом свидетельствуют кросскультурные сравнения, а также активно развернувшиеся в последнее время многочисленные исследования, направленные на выяснение роли макро — и микросоциальных влияний в становлении социально-психологических качеств личности. Большое внимание уделяется изучению социальной нестабильности в Республике Беларусь и ее роли в процессах социализации ребенка Педагогическая профессия является квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабатывается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Наши исследования показали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика. Изучение биографий выдающихся педагогов Квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси. Наивысшие результаты в педагогической деятельности поэтому связаны, как это ни парадоксально, с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко- профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций. В этой связи возникает необходимость рассмотреть понятие «психологическая культура педагога». Не вдаваясь в дефинитивные споры по поводу феномена культуры, отметим, что в философской литературе одни авторы включают в сферу культуры саму деятельность, а другие — ее технологическую основу, т. Несмотря на различие в подходах к рассмотрению категории »культура'», общим для них является понимание культуры как целостного явления, центральное звено которого — человек как субъект культурного развития. Не все созданное человеком представляет собой культуру. Понятие «культура» в самом широком смысле выражает качественную характеристику того, насколько конкретные люди сумели возвыситься над своей естественной биологической природой, развив свою вторую — социальную — квалификационная характеристика воспитателя детского сада в беларуси. Культурой является потому лишь то из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование. Соответственно, культура специалиста — это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуществлении своих профессиональных ролей. Проводила заместитель заведующего по основной деятельности Рябцева Добавить комментарий Ваш e-mail не будет опубликован.