Речевая деятельность учителя

Этикетные особенности профессиональной речи педагога СОДЕРЖАНИЕ 1. Речь педагога в различных служебно-речевых ситуациях. Речевое поведение, речевой поступок педагога. Диалогичность как форма взаимодействия. Успех педагогического общения СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Речь педагога в различных служебно-речевых ситуациях Понятие речевой этикет преподавателя и просто речевой этикет речевая деятельность учителя совпадают в определениях. Формановской речевой этикет рассматривается как «правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения». Особенность понятия речевой этикет преподавателя обусловлена спецификой педагогического речевого общения - «задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека». Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей». Понятие речевой этикет речевая деятельность учителя это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям». К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания. Типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателей являются: использование единиц со речевая деятельность учителя стилистической окраской; злоупотребление словами, с отрицательной эмоционально-оценочной коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. Речь преподавателя должна стать для обучающихся «риторическим идеалом» не только речевая деятельность учителя плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать ученику то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо речевая деятельность учителя нормальной жизни в обществе. Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные речевая деятельность учителя и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся: публичность, направленность на аудиторию; аудиовизуальность; импровизированность. Говорить публично - значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не речевая деятельность учителя в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь речевая деятельность учителя всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза». Публичность, направленность педагогической речи на аудиторию как ее важнейшая специфическая особенность обусловливает необходимость: а хорошего знания учителем индивидуальных свойств и качеств учащихся, особенностей классного коллектива, умений прогнозировать влияние своих слов на всех в целом и на каждого ученика в речевая деятельность учителя б собственного отношения учителя к тому, о чем он говорит, то есть личностной окрашенности высказываний; в умений и навыков организации диалога даже тогда, когда учитель использует монологическую форму педагогической речи. Достичь диалогичности можно, используя высказывания-обращения «давайте представим», «как вы помните» и т. Речевая деятельность учителя как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение интонация лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи. Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание кинетическая знаковая система педагогической речи. Эта особенность требует от речевая деятельность учителя развития умений речевая деятельность учителя свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно речевая деятельность учителя реакцию слушателей умений социальной перцепции. Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее речевая деятельность учителя. Импровизация от французского - improvisation, от итальянского - improvisatione, от лат. Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной речевая деятельность учителя ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Речевая импровизация педагога - понятие неоднозначное, определяют следующие ее значения: это не дословное воспроизведение учебного или какого-то другого материала, а его свободное изложение на основе значительной предварительной подготовки, которая предусматривает отбор содержания, продумывание объема и логики излагаемого, определение накануне речевой деятельности речевая деятельность учителя общего тона высказываний, отдельных интонационных моментов, ритмики и темпа речи; речевая импровизация педагога - это неподготовленная, сиюминутно возникающая речь, рождающаяся в условиях деятельности в целом. Педагогическая импровизация - это немедленная реакция учителя в момент взаимодействия с учащимися на конкретные их действия, проявления, слова. В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней: содержательность речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся ; грамотность речи и лексическое богатство; логичность и доступность доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется ввиду речевая деятельность учителя адаптировать их к возрастным индивидуальным особенностям школьников ; техническая отточенность речевая деятельность учителя дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи ; интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность образность речи речевая деятельность учителя способностью словом создавать наглядно-чувственные речевая деятельность учителя, картины предметов и явлений окружающей действительности. Образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т. Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации и по форме, и по содержанию затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой. Профессионально речевая деятельность учителя умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение. Речевое поведение, речевой поступок педагога Речевое поведение - специфическая и неотъемлемая часть человеческого поведения в целом как сложной системы поступков, действий, движений. Следовательно, если речевая деятельность - это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение - это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. В содержание речевого поведения входит содержание речевой деятельности. В деятельности педагога речь играет особо важную роль, определяемую целью и характером труда, поскольку обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку из речевая деятельность учителя общечеловеческих перерастают в аспекты профессиональные. Профессия учителя - сфера повышенной речевой ответственности. Речевое поведение учителя включает систему речевых поступков. Речевой поступок характеризуется как основная единица речевого поведения человека, реализующая речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата. В структуру речевого поступка входят субъект, объект, цель, содержание, используемые средства - вербальные и невербальные. Каждому речевому поступку свойствен свой синтаксический, лексический интонационный строй. Под коммуникативной стратегией понимается линия речевого поведения субъекта общения в условиях социального взаимодействия, направленная на достижение коммуникативных целей и задач и выраженная конкретными языковыми средствами. Тактики общения направлены на реализацию данных стратегий. Автор выделяет три основные стратегии речевого поведения учителя: императивную, информативную и коммуникативно-регулирующую. Генеральной стратегией педагогического процесса является императивная стратегия, которая направлена на управление всей деятельностью ученика на уроке. Она реализуется с помощью определенных тактик, важнейшие из которых - тактики концентрации внимания, стимуляции физической и умственной деятельности, установления и поддержания речевого контакта, контроля над деятельностью учеников. Информативная стратегия осуществляется с помощью тактик инициирования коммуникации, активизации физической интеллектуальной деятельности речевая деятельность учителя, поддержания этой деятельности, объяснения, уточнения, речевого контакта, оценки действий учащихся. Коммуникативно-регулирующая стратегия реализуется с помощью тактик установления речевого контакта, его поддержания и прерывания речевого контакта. Эти стратегии являются общими для всех типов уроков, хотя степень их значимости для реализации педагогических коммуникативных целей во многом зависит от типа и этапа урока. Учитель же выбирает ту или иную стратегию своего речевого поведения на уроке в соответствии с основными функциями педагогического общения. Таким образом, речевое поведение педагога является элементом его профессиональной подготовки и понимается как система целенаправленных, последовательно выполняемых речевых поступков и действий по организации эффективных взаимоотношений с учащимися, характерных для данной личности в конкретных коммуникативных обстоятельствах. Сформированность речевого поведения является одним из показателей качества подготовки будущего учителя, определяет его коммуникативную компетентность в системе профессиональной подготовки. Диалогичность как форма взаимодействия Диалогичность - одно из важнейших понятий теории общения, в том числе и речевая деятельность учителя. Идея диалога и диалогичности представляется очень продуктивной для современного образования. Идея диалогичности возникла в философии, речевая деятельность учителя получила распространение в филологии, культурологии, психологии и других науках. Фейербах определял диалогичность речевая деятельность учителя характеристику человеческой сущности, возникающей только в речевая деятельность учителя. Бахтин полагал, что диалогичность - это особая форма взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями. Он приписывал диалогичности онтологический статус, указывая, что «быть - значит общаться диалогически». Особое развитие это понятие получило в исследованиях речевая деятельность учителя стилистике и социолингвистике. Так, под диалогичностью одна из основательниц отечественной функционально-стилистической школы Кожина понимает выраженное в тексте средствами языка взаимодействие общающихся, речевая деятельность учителя как соотношение двух смысловых позиций, как учёт адресата, речевая деятельность учителя в речи, а также эксплицированные в тексте признаки собственно диалога. Кожина относит диалогичность к речевая деятельность учителя признака речи, в отличие от диалога как формы речи. Кожиной, не просто стилистический приём, а речевая деятельность учителя социальной сущности языка и речемыслительной деятельности в целом. Диалогичность интенсифицируется коммуникативными задачами, какими является достижение эффективности общения партнёров при их взаимодействии. Она обусловлена помимо языковой природы тем же комплексом экстралингвистических факторов, т. Педагогическая интерпретация диалогичности строится на идее, что это, по сути своей, свойство человека. Как качество личности диалогичность следует также рассматривать как продукт воспитания и целенаправленного развития в процессе инкультурации индивида. Это возможно в том случае, если образовательный процесс выстроен в диалогическом ключе. Обращение современного российского общества речевая деятельность учителя гуманизации и гуманитаризации образования ставят проблему диалога в число актуальных и при подготовке специалистов в высшей профессиональной школе. Речевая деятельность учителя педагогика предполагает наличие диалогичности, с одной стороны, как необходимого качества личности преподавателя, с другой - развитие этого качества у студента как будущего специалиста. Диалог является важнейшей частью педагогического процесса. Диалогичность как характеристика процесса обучения в вузе, с одной стороны, и как развиваемые качества речевая деятельность учителя в этом процессе субъектов, с другой стороны, крайне важны для инкультурации речевая деятельность учителя в современном обществе. Диалогическая форма обучения, речевая деятельность учителя писал Матюшкин развивает идею проблемного обучения по мере перехода от школьного обучения к обучению в высшей школе и считает, что такое обучение предполагает последовательный переход от управления индивидуальной познавательной деятельностью обучаемого к управлению диалогическому, включающему «равноправный» диалог преподавателя и студентов. Обучение посредством такого управления он определяет как диалогическое. Диалогическое обучение в высшей школе Матюшкин связывает с научением студентов формулировать и решать проблемные задачи и дополняет дидактическую схему проблемного обучения в вузе в начальном звене - ситуации реальной профессионально-практической и научно-исследовательской деятельности, «порождающей» ту проблемную задачу, которую должен научиться речевая деятельность учителя студент. Матюшкиным форме диалогического обучения такие порождающие ситуации включают следующие необходимые элементы: а предметно-практическую или теоретическую ситуацию, требующую постановки и формулирования задачи б второго участника выполняемой деятельности, для которого первоначально и должна формулироваться соответствующая задача. Мощный познавательный и развивающий потенциал диалога приводил к дальнейшим попыткам его использования в практике обучения в высшей школе. Это и проведение проблемных лекций, семинаров-дискуссий, проектной работы и речевая деятельность учителя инновационных форм обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов. Осуществление образовательного процесса, нацеленного на диалог, невозможно без привлечения личностной проблематики в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению. Личностно-деятельностный подход, разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности. Сотрудничество как форма речевая деятельность учителя, реализуемое в рамках личностно-деятельностного подхода, осуществляет на практике гуманистическую концепцию. Речевая деятельность учителя этого подхода были заложены работами Личностно-деятельностный подход обладает единством его личностного и деятельностного компонентов. Личностно-деятельностный подход в своём личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психический склад, т. Деятельностный компонент реализуется посредством организуемой педагогом деятельности обучающихся по постановке, решению, продуцированию учебно-познавательных, учебно-исследовательских, творческих задач. Естественно, разграничение компонентов условно и может быть проведено только теоретически. Само обучение и педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно реализовываться по схеме S1? S2, речевая деятельность учителя S1 - это преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как партнёру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник; S2 - это группа как коллективный субъект и каждый студент как индивидуальный субъект, общение с которыми рассматривается преподавателем как сотрудничество, диалог. Это ставит перед организаторами речевая деятельность учителя процесса в вузе целый ряд проблем: проблему изменения речевая деятельность учителя позиции преподавателя-информатора, источника знаний и контролёра на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение. В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что, прежде всего, в этом процессе ставится и решается основная воспитательная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, способной к диалогу на всех уровнях: от внутриличностного соллилоквиума до массового общепланетарного. Рассмотрев педагогические системы диалогической направленности, мы пришли к выводу, что именно диалогичность может обеспечить развитие человека в человеке благодаря усвоению им взаимодействия с людьми, природой, культурой и обществом. Поскольку диалог отражает процессы становления важнейших личностных качеств, социализации, инкультурации личности и особенности её мышления, то использование диалогических педагогических систем в высшем образовании представляется крайне необходимым. Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения - речевая деятельность учителя то, без чего невозможно полноценное общение вообще речевая деятельность учителя педагогическое общение в частности. Особенно это актуально речевая деятельность учителя связи с переходом к ФГОС второго поколения, когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справится с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя речевая деятельность учителя за свои слова и поступки - это то, чему можно научить только собственным примером. В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь учитель должен не просто дать ребёнку готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога - создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. А это прежде всего речевая деятельность учителя и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными. Учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения. Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки и закрепляются доверительные речевая деятельность учителя с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению. К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и речевая деятельность учителя, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета. Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую речевая деятельность учителя самих учителей. Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории. В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Речевая деятельность учителя речевого поведения должны быть определенными: этикетно - неэтикетно, уважительно - неуважительно. Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета речевая деятельность учителя культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что речевая деятельность учителя, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Избранные психологические труды: в 2 т. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: дис. Личность в структуре педагогического общения. Философия культуры: Становление и развитие. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. Формирование речевого поведения будущего учителя: дис. Теги: Речевая деятельность учителя особенности профессиональной речи педагога Реферат Английский Просмотров: 13357 Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нужна авторская работа? Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат» с требованиями прямо речевая деятельность учителя, чтобы узнать стоимость и возможность написания.