Социально психологические характеристики малых групп

Проблема общения и взаимодействия в социальной психологии. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Проблема общения социально психологические характеристики малых групп отечественной социально психологические характеристики малых групп психологии не решается простым суммированием его составляющих. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений. Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Преобладавшее ранее социально психологические характеристики малых групп общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение социально психологические характеристики малых групп увеличением вынужденных контактов между людьми. Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Информационный — осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации. Личностный духовный уровень — взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в социально психологические характеристики малых групп. Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может социально психологические характеристики малых групп. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, социально психологические характеристики малых групп кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное. В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость искренность контактов. МЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ В процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. Установление такого контакта называется интеракцией. Интерактивный аспект общения включает многообразные проблемы взаимодействия людей. В процессе интеракции происходит развитие личности, при этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него. Шибутани — продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов. Психологическая совместимость в социальной группе — это социально психологические характеристики малых групп взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Экспериментально установлено, что наиболее совместимы: 1 люди, испытывающие высокую потребность в общении; 2 социально психологические характеристики малых групп, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными; 3 субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой социально психологические характеристики малых групп системой; 4 лица с разным практическим интеллектом. На эффективность взаимодействия влияют социальные качества социально психологические характеристики малых групп. Добрович в качестве наиболее значимых таких качеств выделяет следующие: интроверсия — экстраверсия, мобильность — ригидность, доминантность — недоминантность. Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия акты, действия. Действие состоит из четырех фаз: побуждения первых стимулов к общениюуточнения ситуации восприятия другого человека, ситуации социально психологические характеристики малых групп информациинепосредственного действия, завершения. Функциональная единица общения называется трансакцией. Представляет взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных социально психологические характеристики малых групп взрослый, ребенок, родитель. Опираясь на теорию трансактного анализа Берна, можно изучать закономерности общения людей. В различных ситуациях человек может вести себя по-разному. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный — задан культурой. Его цель — подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. Манипулятивный — состоит в желании управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения. Гуманистический — его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия. Подробно исследуется в работах Структура и динамические процессы в малой группе. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Социально психологические характеристики малых групп широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия социально психологические характеристики малых групп самореализации личности в различных аспектах. Социальная группа — важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее - эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Основные признаки социальной группы: 1 наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы; 2 существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую социально психологические характеристики малых групп, единство действий, направленных на достижение цели; 4 действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с социально психологические характеристики малых групп окружающих. Индивидуальным социально психологические характеристики малых групп такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает три или два человека соответственно, триады и диады. В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе,аудитории,публике. Малая группа - такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы - малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности ассоциации, диффузные группы и группы высокого уровня развития коллективы. В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. В диффузной социально психологические характеристики малых групп отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы. Группы рассматривают социально психологические характеристики малых групп точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциальные, негативного - асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП Малая группа - социально психологические характеристики малых групп по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном социально психологические характеристики малых групп общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа - это группа, реально действующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности. Представления о числе членов малой группы колеблется между двумя и семью. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной на применение в малых группах, упоминаются группы и по тридцать - сорок человек, когда речь идет о школьных классах. Также считается, что если группа задана в системе социально психологические характеристики малых групп отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний. Допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования долговременные и кратковременныепо степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т. Деление малых групп на первичные и социально психологические характеристики малых групп было предложено Кули, который вначале дал просто описательное разделение первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить характеристику первичных групп, - непосредственность контактов. Деление групп на формальные и неформальные было предложено Мэйо формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В формальной группе также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Внутри формальных групп Мэйо обнаружил социально психологические характеристики малых групп неформальные группы, которые складываются и возникают социально психологические характеристики малых групп, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри социально психологические характеристики малых групп группы, а вне ее. Существуют также понятия формальной и неформальной структуры группы, тогда различаются не группы, а тип, характер отношений внутри них. Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Хаймена быпо показано, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Те группы, в которые индивиды не включены реально, нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Важнейшие групподинамические процессы: 1 Процесс образования малых групп: «подключение» социально психологические характеристики малых групп группе нового члена — феномен группового давления исследования конформности. Левина : -групповая сплоченность; -лидерство; -принятие групповых решений. Групповая динамика включает следующие процессы: сплочение или разобщение групп; процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных; становление групповых норм это важнейший процесст. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют социально психологические характеристики малых групп групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида. Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой. Противоположная сторона конформизма - негативизм. Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на социально психологические характеристики малых групп ее жизни. Влияние основано на авторитете признании групповых и личностных качеств человека. Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления. Управление - набор действий, включающих: целеполагание в социально психологические характеристики малых групп. Управление задает отношение субординации упорядочение сверху внизкоординации упорядочение горизонтальнореординации упорядочение снизу вверх. Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними. Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами как и элементами других соц. Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т. Детерминанты — это те условия, причины, факторы от которых зависит развитие личности. Личность в справочной психологической литературе рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность — относительно устойчивая система индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности являетсякоторая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Личность в современной науке рассмативается с точки зрения биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания. Социально психологические характеристики малых групп центре внимания представителей биогенетической ориентации стоят антропогенетические свойства человека задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности. Эти свойства, по мнению представителей данного подхода, проходят различные стадии созревания в онтогенезе. В основе созревания индивида согласно данному, биологизаторскому подходу, лежат приспособительные процессы организма. Представители социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, социально психологические характеристики малых групп социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Эти проблемы разрабатываются в социальной психологии, этнопсихологии. В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активностисамосознания и творчества личности, формирования самооценки, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера социально психологические характеристики малых групп способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Эти подходы отражены в общей психологии, психологии личности, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии. В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием 2-х факторов: среды и наследственности. Например, теория конвергенции двух факторов Штерна или теория конфронтации двух социально психологические характеристики малых групп Данные подходы, по мнению Леонтьева, а в последствии и Асмолова являются «псевдодиалектическими», то есть исходят из дуализма механически сложенного биологического и социально в жизни человека. Теория конфронтации двух факторов, их противоборства принципа стремления к удовольствию и принципа реальности есть ни что иное как противоречивое, конфликтное социально психологические характеристики малых групп биологического и социального, которое выражается во взаимозависимости «Сверх-Я» и «Оно». В трудах представителей неофрейдизма Хорни, Э Фромма и многих других мы видим «социологизацию» психоанализа, а также поиски фактов, ограничивающих значение сексуальных влечений в жизни личности. Леонтьев дает новую схему детерминации развития личности. Разводя понятия социально психологические характеристики малых групп и «личность», он утверждает: «Индивидом рождаются, а личностью становятся». Он говорит о системной детерминации жизни личности, способом существования которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи. Итак, основанием этой схемы является совместная деятельность. Второй важной детерминантой развития личности, по Таким образом, выстраивается следующая зависимость предпосылок, условий и факторов формирования личности: свойства индивида строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т. При этом, социально-исторический образ жизни личности — источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. Важно отметить, что данные источники, детерминанты развития личности перестают быть параллельными линиями и преобразуются, трансформируются из предпосылок в результат развития личности. Социально-психологическая характеристика общения и взаимодействия. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов личностей, группхарактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, япособностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации коммуникативный аспект общения ; взаимодействие интерактивный аспект общения ; понимание и познание людьми друг друга перцептивный аспект общения. Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наибо лее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное, или косвенное, общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей социально психологические характеристики малых групп, обратная связь весьма затруднена, социально психологические характеристики малых групп все же существует. У людей под влиянием содержа ния информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальней шем определяют их социальные поступки. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ взаимодействие Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия социально психологические характеристики малых групп возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Добрович выделял социальные качества человека, которые социально психологические характеристики малых групп ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доминантность - недоминантность. Юнг первый описал экстраверсию и социально психологические характеристики малых групп как основные направленности или жизненные установки человека. Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру. Мобильность и ригидность — качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия - актов, или действий. Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения. Действие состоит из'четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения. Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения. Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к нтересам других людей; внимание к своим собственным интересам. По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить социально психологические характеристики малых групп развитии стратегии взаимодействия человека - совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми,проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление избегание Психологическая сущность социальной перцепции. Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате социально психологические характеристики малых групп оценки формируется определенное социально психологические характеристики малых групп к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком. Социальная перцепция — процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» Бодалев в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект социально психологические характеристики малых групп объект восприятия воспринимают не только физические социально психологические характеристики малых групп друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, социально психологические характеристики малых групп это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного социально психологические характеристики малых групп впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения. Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов. Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа социально психологические характеристики малых групп познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом. Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, социально психологические характеристики малых групп, атрибуции, идентификации и стереотипизации. Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе Я - концепцияо партнере по общению Ты — концепция и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид Мы — концепция. Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания. Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции приписывания различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия Эффект ореола, первичности, проекции и другие. В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства. Структура и механизмы социальной перцепции. «Идентификация» от позднелатинского identifico — отождествлятьявляется процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком группой людейв процессе межличностной перцепции. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, — эмпатией. «Эмпатия» - это понимание другого человека путем социально психологические характеристики малых групп чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Процесс социально психологические характеристики малых групп в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Социально психологические характеристики малых групп аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений как общественных, так и межличностныхи в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями социально психологические характеристики малых групп ожидание взаимной симпатии. Sympatheia — влечение, внутреннее расположение это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он как я думаю думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Каузальная атрибуция - это социально психологические характеристики малых групп поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов. Стереотип — это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические социально психологические характеристики малых групп, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, социально психологические характеристики малых групп немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам. Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны. В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения. Социально-психологическая характеристика малой группы. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют. Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения: а содержания ее психологии; б своеобразия ее социально-психологической структуры; в динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней. Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как: · наличие двух и более людей; · осуществление непрерывных контактов и общение между ними; · наличие общей цели и совместной деятельности; · возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе; · осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»; · формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей; · функционирование качественной организационной структуры и системы руководства власти ; · наличие достаточного времени взаимного существования людей. Таким образом, малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте общении и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные. Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные — это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения. Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Референтные эталонные группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы группы членства — это группы, социально психологические характеристики малых групп которых люди реально включены и трудятся. Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свои особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов. Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей. Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др. Социально психологические характеристики малых групп с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения. Генотипические и социально психологические характеристики малых групп детерминанты психического развития. Проблема биологического и социального в психологии Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии. Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида антропогенез индивида онтогенез. Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются социально психологические характеристики малых групп природными, врожденными. С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ. Естественно, ученые давно задумались над вопросом об отнесении человека к какой-либо из существующих социально психологические характеристики малых групп. Биолог скажет, что человек - всего лишь один из представителей отряда приматов. Философ возмутится такой постановкой вопроса и потребует, чтобы биолог научил самую умную обезьяну, например, разговаривать. Примерно таким образом на протяжении нескольких последних столетий спорили друг с другом представители двух непримиримых направлений в науке - " биологизаторы" и социально психологические характеристики малых групп социологизаторы". У истоков этих двух направлений в социально психологические характеристики малых групп стояли, соответственно, французский философ Рене Декарт 1596-1650 и его английский коллега и оппонент Джон Локк. Первый сформулировал положение, в соответствии с которым человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного социально психологические характеристики малых групп. Второй стремился доказать, что душа ребенка подобна "чистой доске", следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание. На первый взгляд, может показаться, что обсуждаемая проблема носит чисто умозрительный, теоретический характер. Однако во все времена в жизни социально психологические характеристики малых групп человека биологические особенности имели огромное значение. Достаточно вспомнить хотя бы жесткий отбор новорожденных в Древней Спарте. Не меньшую роль играли биологические особенности и в истории человечества в целом - подавляющее большинство войн носило национальный, а значит, в немалой степени биологический характер. В основе расовой дискриминации в Америке, ЮАР, Австралии опять же лежали биологические признаки. С развитием цивилизации более важную роль начинают играть социальные признаки. Это может проявляться, например, в жесткой обусловленности жизненного пути ребенка социальным статусом его родителей. Только в прошлом веке началось интенсивное изучение индивидуальных особенностей человека, что в основном было связано с развитием промышленности и науки. Знания, накопленные в этой области, стали использоваться в общественной практике. Были разработаны системы профессионального отбора, основанные на индивидуальных особенностях. А в США чрезмерное увлечение идеями измерения интеллекта IQ привело социально психологические характеристики малых групп тому, что в 1924-1972 гг. Таким образом, вопрос о биологических и социальных факторах формирования психики имеет не только научное, но и практическое значение. Сама постановка проблемы "биологическое-социальное" в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами генетика, физиология, антропология и т. При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной объект - человека - в разных аспектах. Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, выделенные Кречмером Психология полностью унаследовала отмеченную философскую традицию, правда, основные споры велись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как: "соматическое телесное - психическое"; "врожденное-приобретенное"; "генотипическое-средовое". Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов Гиппократ, Гален, Теофрастпозже оформившихся в физиогномику - учение о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте. Эта традиция была продолжена в прошлом веке итальянским психиатром и антропологом Чезаре Ломброзо 1835-1909выдвинувшим предположение о социально психологические характеристики малых групп анатомо-физиологических признаков, предопределяющих совершение преступления. Им была разработана "таблица признаков" прирожденного преступника сплющенный нос, низкий лоб, редкая борода, большие челюсти, высокие скулы и т. В нашем столетии выдающийся немецкий психиатр Эрнст Кречмер 1888-1964 обратил внимание на то, что двум группам психиатрических заболеваний: маниакально-депрессивному психозу и шизофрении - соответствуют два основных типа телосложения. Так, люди, страдающие маниакально-депрессивными психозами, характеризуются пикническим телосложением, характеризующимся округлостью форм, относительно небольшой длиной конечностей, слаборазвитой мускулатурой, значительной жировой прослойкой, "бочкообразной" формой тела. У пикников широкое лицо со слабо очерченным профилем. Шизофреники же, как правило, имеют астеническое лептосомное телосложение, которое отличают узкая грудная клетка социально психологические характеристики малых групп плечи, цилиндрическая форма тела, относительно длинные конечности, тонкий скелет. Лицо у астеников имеет яйцеобразную форму и угловой профиль. Несколько позже Кречмер выделил еще один промежуточный тип конституции - атлетический. У атлетов широкие плечи и узкий таз, что придает телу форму трапеции, хорошо развитая мускулатура, незначительная жировая прослойка. Лицо атлетов, как правило, имеет квадратную или прямоугольную форму. Представители этого типа телосложения в одинаковой степени подвержены и маниакально-депрессивным психозам, и шизофрении. Распространяя свою типологию на здоровых людей, Кречмер подчеркивал, что принадлежность к тому или иному конституциональному типу вовсе социально психологические характеристики малых групп означает фатальную предрасположенность к психическому заболеванию. По мнению Кречмера, те же телесные биологические особенности, которые в клинике определяют форму заболевания, в случае нормальных людей связаны со склонностью к различным типам эмоциональных переживаний. Далее автор вводит понятие социально психологические характеристики малых групп базовых типов темперамента - шизотимический свойственный астеникам и циклотимический характерный для пикников. Помимо этого, выделяется и "смешанный" тип темперамента атлетическое телосложение. Подчеркивая наследственную обусловленность выделяемых особенностей, Кречмер описывает основные "самые частые и постоянно возвращающиеся" признаки темпераментов. Шизотимический тип: необщительный, тихий, сдержанный, серьезный лишенный юморачудаковатый; застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, сентиментальный, нервный, возбужденный друг книги и природы ; послушный, добродушный, честный, равнодушный, тупой, глупый. Циклотимическии тип: общительный, добросердечный, ласковый, душевный; веселый, юмористичный, живой, горячий; тихий, спокойный, социально психологические характеристики малых групп, мягкий. Концепция соматопсихологических типов, предложенная Кречмером, привлекла социально психологические характеристики малых групп сторонников из среды медиков, психиатров и психологов в разных странах. Однако эмпирический материал, собранный последователями Кречмера на более представительных выборках, продемонстрировал низкий уровень связи между типом телосложения и особенностями эмоциональной сферы такой же результат был получен при проверке предположения Ломброзочто поставило под вопрос сам принцип переноса закономерностей, полученных социально психологические характеристики малых групп психиатрической клинике, на здоровую часть популяции. Однако социально психологические характеристики малых групп, использованный Кречмером, впоследствии неоднократно применялся психологами при разработке различных моделей личности. На тех же позициях биологического детерминизма стояли такие известные психологи нашего столетия, как 3игмунд Фрейд 1856-1939Карл Густав Юнг 1875-1961Г. Многочисленные острые дискуссии со сторонниками биологического направления в психологии велись представителями различных психологических школ бихевиоризм, культурно-исторический подход и т. В ходе этих дискуссий формировалось представление о человеке как сложной системе, обладающей и биологическими, и социальными свойствами. Социально психологические характеристики малых групп один подход к проблеме биологического и социального последовательно разрабатывался в отечественной психологии Борисом Герасимовичем Ананьевым 1907-1972 и его последователями в рамках концепции индивидуальности. В одной из своих основных работ "Человек как предмет познания" Ананьев так определяет индивидуальность: "Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида" Ананьев Один из последователей Ананьева, Вольф Соломонович Мерлин 1892-1982развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы. Система индивидуальных свойств организма: биохимические; общесоматические; свойства нервной системы нейродинамические. Система индивидуальных психических свойств: психодинамические свойства темперамента ; психические свойства личности. Система социально-психологических индивидуальных свойств: социальные роли в социальной группе и коллективе; социальные роли в социально-исторических общностях. Таким образом, в ходе развития психологического знания было сформировано понимание индивидуальности как интегральной характеристики человека, подразумевающей иерархическое соотношение его свойств. Индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность. Наряду с этим термин "индивидуальность" используется и в значении "уникальность, неповторимость, индивидуальные особенности". Социально психологические характеристики малых групп такой аспект рассмотрения индивидуальности характерен для двух социально психологические характеристики малых групп дисциплин - дифференциальной психологии и психогенетики, общим предметом которых являются источники индивидуальных различий. К обсуждаемой проблеме большее отношение имеет вторая из названных дисциплин, а терминологический аппарат и результаты исследований в области дифференциальной психологии будут более подробно рассмотрены в разделе, посвященном индивидуальным различиям. В психогенетических исследованиях рассматривается один из аспектов обшей проблемы "биологическое - социальное", который может быть обозначен как "генотипическое-средовое"; под генотипомпонимается набор генов индивида, понятие "среда" включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида. Психогенетика в англоязычной литературе традиционно используется название behavioral genetics - "генетика поведения" сформировалась как междисциплинарная область знаний, в качестве предмета которой выступают наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека. На современном этапе развития большинство психогенетических исследований нацелено как на определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических различий, так и на изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики. Основными методами современных психогенетических исследований являются близнецовый метод, метод приемных детей и семейный метод. Помимо названных, в психогенетике используются метод анализа родословных, или генеалогический метод, и анализ сцепления, позволяющий определить положение генов в хромосоме. В конкретном исследовании возможно применение сочетания нескольких методов. Традиционным объектом изучения психогенетики являются характеристики когнитивной сферы. В настоящее время специалисты в области психогенетики познавательных способностей констатируют, что результаты большинства надежных измерении интеллекта позволяют говорить о 50-60% уровне наследуемости фактора общих способностей, хотя в ряде работ выполненных на социально психологические характеристики малых групп близнецовых выборках получены более высокие оценки. Так, по итогам близнецовых исследований, проведенных в последние два десятилетия, была получена простая генетическая модель детерминации интеллекта, в которую вошли следующие социально психологические характеристики малых групп составляющие фенотипической дисперсии общих способностей: аддитивная наследуемость - 51% дисперсии интеллекта; общая среда социально-экономический статус семьи, общие интересы членов семьи, не социально психологические характеристики малых групп занятия и увлечения - от 11 до 35%; различающаяся среда - от 14 до 38%. При этом отмечается, что основной интерес на современном этапе развития проблемы представляет детальный анализ взаимодействия генетическиx и средовых факторов и влияние этого взаимодействия на формирование общих и специальных способностей. Дополнительная трудность при определении относительного вклада наследуемости и воспитания в формирование интеллектуальных способностей заключается в том, что более интеллектуально развитые родители, как правило, занимают в обществе более высокое положение и дают своим детям более качественное воспитание. Наиболее полно эта проблема решается в исследованиях приемных и родных детей. По результатам многих исследований можно прийти к заключению, что, с одной стороны, умственные способности ребенка в большой степени определяются генами, унаследованными им от социально психологические характеристики малых групп, с другой стороны, существенное влияние на развитие способностей оказывают средовые факторы. Достаточно интересны данные психогенетических исследований асоциального поведения. Автор обследовал МЗ и ДЗ близнецов, братья и сестры которых отбывали заключение. Оказалось, что среди взрослых преступников, в расчете на 100 человек, у социально психологические характеристики малых групп - 71, а у дизиготных - 34 партнера по паре также совершали преступления. Для малолетних преступников эти числа оказались равны 85 и 75 - соответственно. Безусловно, в каждом конкретном случае свою роль играют и средовые факторы плохие домашние условия, бедность, отсутствие родителей, конфликты в школе и на улице и множество другиходнако важными для совершения или несовершения преступления факторами наследственного характера являются следующие: для многих преступников характерны низкие значения IQ интеллекта ; у несовершеннолетних преступников и правонарушителей отклонения от нормы в электроэнцефалограмме встречаются чаще, чем в среднем по популяции; до 60% несовершеннолетних правонарушителей характеризуются атлетическим телосложением, что может провоцировать склонность к выражению своего недовольства в физических действиях; у преступников чаще, чем в среднем по популяции, обнаруживаются хромосомные аномалии. Таким образом, уже упоминавшаяся теория Ломброзо получила частичное подтверждение в более поздних исследованиях, однако взаимосвязи врожденных особенностей с асоциальным поведением оказались намного сложнее, чем изначально предполагалось. Необходимо обратить внимание на то, что результаты психогенетических исследований носят статистический характер и отражают закономерности фенотипической изменчивости популяции, их перенос на развитие конкретного фенотипа неправомерен. Это означает, что при переходе к конкретному индивиду, отдельной семье, они обладают социально психологические характеристики малых групп вероятностной ценностью, позволяющей составить прогноз наиболее вероятного уровня выраженности той или иной психологической характеристики у потомства социально психологические характеристики малых групп зависимости от тех особенностей родителей, генетическая обусловленность которых доказана. Виды взаимодействия генотипа и среды Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследований может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды. Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции - свойственный данному генотипу характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака. Различают три вида генотип-средового взаимодействия: пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида например, ребенок эмоционально нестабильных родителей социально психологические характеристики малых групп и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма ; реактивное, имеющее место в том случае, когда среда "подстраивается" под генотип например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление - игрушки, сладости, - то такая форма поведения закрепляется ; активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе. Поскольку в психологии нет возможности экспериментировать с объектом изучения, как, например, в физике или сельскохозяйственной генетике, ценность результатов психогенетических исследований для понимания процесса психического развития определяется специфической процедурой социально психологические характеристики малых групп данных в генетике поведения. Психогенетика пользуется естественными "экспериментальными" ситуациями близнецы, приемные дети и др. Это один из немногих подходов, который позволяет "контролировать" традиционно неконтролируемую переменную психологического исследования - переменную испытуемого - так, в случае монозиготных близнецов идентичность генотипа обеспечивает абсолютное равенство испытуемых но критерию наследственности. Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.