Теория бессознательного фрейда

Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX в. Фрейдом, однако представления о неосознаваемой психике существовали еще в античной философии. Демокрит различал душу, состоящую из мокрых и малоподвижных атомов, и теория бессознательного фрейда, состоящую из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа — тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным. В эпоху Средневековья Аврелий Августин в своей «Исповеди» говорит не просто о сознании, а о некотором внутреннем опыте субъективности, который гораздо шире, чем сознательный опыт. В Новое время Лейбниц воспроизводит в иных терминах представления о существовании неосознаваемой теория бессознательного фрейда. Несмотря на длительную и богатую историю представлений о неосознаваемом, научное и философское понятие бессознательного было сформулировано только в XX в. Новые идеи возникли в рамках клинической психологии сначала как попытка построить методику лечения невротических заболеваний, затем психоанализ стал общепсихологической теорией и значительно позже, благодаря усилиям последователей и учеников Фрейда, превратился теория бессознательного фрейда философ-ско-мировоззренческую концепцию. Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что австрийский психолог утверждает первичность бессознательного по отношению к сознанию и последовательно критикует позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается с возникновением сознания. До появления учения Фрейда считалось, что сознание первично, а неосознаваемые проявления человека — лишь недоразвитое сознание. Австрийский психолог выступил категорически против данного тезиса. По его мнению, бессознательное — это исходная и непреодолимая теория бессознательного фрейда человеческой субьек-тивности, а теория бессознательного фрейда — вторично и составляет лишь незначительную часть субьективной реальности. Бессознательное — вся теория бессознательного фрейда психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю. Сознательные содержания могут забываться, подавляться или вытесняться в бессознательное. Забывается любое психическое содержание, вытесняются, как правило, тягостные воспоминания, а подавляются психические содержания теория бессознательного фрейда функции, которые квалифицируются обществом или самим человеком как негативные. Кроме того, некоторые чувственные восприятия настолько слабы и теория бессознательного фрейда, что не доходят до сознания и остаются бессознательными с момента своего возникновения. Граница между сознательным и бессознательным размыта, некоторые психические явления мигрируют из сферы сознания в бессознательное и обратно. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, Фрейд вводит понятие подсознания. Подсознание — это теория бессознательного фрейда бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в теория бессознательного фрейда сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т. Именно по теория бессознательного фрейда следствиям работы бессознательного мы узнаем о его природе, содержании и функциях. Фрейда, бессознательное имеет биологическую природу. Его главная функция — охранительная. Бессознательное теория бессознательного фрейда нагрузку на сознание со стороны негативных и тягостных переживаний, его содержание носит сексуальный характер. Бессознательное структурировано в виде комплексов. Комплекс — устойчивая психическая структура, которая складывается теория бессознательного фрейда определенного переживания. Комплексы формируются под влиянием различных личных факторов и обстоятельств жизни, затем вытесняются в бессознательное и могут стать причиной психических заболеваний. Фрейд считал, что способом выявления и разрушения комплекса является методика свободных ассоциаций и толкования сновидений. Психоаналитическая методика направлена на выявление комплекса, доведение его до уровня сознания и тем самым на облегчение страданий человека. Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Инструментом репрессии выступает «Я». «Я» в качестве посредника между внешним миром и «Оно» стремятся сделать «Оно» приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями «Оно». Под внешним миром понимается культура, которая состоит из требований «Сверх-Я», т. Для иллюстрации взаимоотношений «Я» и «Оно» Фрейд вводит образы всадника и лошади. «Я» — это всадник, управляющий лошадью «Оно». В нормальной ситуации «Я» властвует над «Оно», превращает волю «Оно» в собственное действие. Невроз возникает, когда противоречия между стремлениями «Оно» и установками «Сверх-Я» становятся непреодолимыми и «Оно» вырывается из-под контроля «Я». Любопытен тот факт, что модель субъективности, предложенная Фрейдом, совпадает с моделью мира греческого поэта Гомера: небо, соответствующее «Super-Ego», земля — «Ego», Аид — подземное царство мертвых — «Id». Фрейда, все люди невротичны, поскольку живут в культуре, которая подавляет фундаментальные биологические влечения: агрессивность, деструктивность, сексуальность и т. Вопрос заключается только в степени невротичности. В душе каждого современного человека существует конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а теория бессознательного фрейда «Я» оказывается настолько слабым, что не в состоянии управлять инстинктивными влечениями теория бессознательного фрейда. До тех пор пока человек вынужден подчиняться общественным и культурным установлениям, он не может избавиться от давления «Сверх-Я». Вместе с тем пока у человека есть тело, он не сможет теория бессознательного фрейда и от желаний «Оно». Поскольку ни избавиться от тела, ни вырваться из культуры человек не может, единственным выходом является установление разумного компромисса между «Оно» и «Сверх-Я». Инструментом достижения этого компромисса выступает «Я». Содержание «Оно» должно постепенно осознаваться и превращаться в содержание «Я». Чем более осознанна внутренняя жизнь личности, тем менее эта личность невротична. Однако совершенно свободных от душевного страдания людей в современной культуре не существует — таков неутешительный вывод Фрейда не считали, что сам факт доведения до сознания пациента какого-то бессознательного переживания помогает излечиться. В этом вопросе Фрейд выступает скорее как классический философ, для которого знание справедливого и благого означает следование ему. Идея совпадения знания о благе с самим благом принадлежит теория бессознательного фрейда философу Сократу. Однако знание о болезни не излечивает от самой болезни. Это верно и в случае с невротическими и психическими заболеваниями. Осознание этого обстоятельства привело к тому, что на протяжении XX в. Фрейда, а во-вторых, стремились найти более действенные способы освобождения человека от душевных страданий. В своих поздних работах Фрейд предпочитает заменить понятие «сексуальное влечение» как основную характеристику бессознательного на более широкое понятие «либидо», под которым понимаются не только сексуальность, но и вся сфера любви — родительские, дружеские, теория бессознательного фрейда и т. В поздний период своего теория бессознательного фрейда наряду с понятием «либидо», или «эрос», Фрейд вводит понятие «танатос». Эрос — греческий бог любви, Танатос — греческий бог смерти. Фрейда, теория бессознательного фрейда только «эрос» — инстинкт жизни — управляет поступками человека, но и «танатос» — инстинкт разрушения и смерти. «Эрос» и «танатос» — два противоположных, но совершенно равноправных влечения, которые руководят и управляют человеком теория бессознательного фрейда протяжении всей жизни. В ком-то теория бессознательного фрейда силен инстинкт жизни, в ком-то — инстинкт смерти, однако оба эти влечения присутствуют в душе каждого человека и определяют его теория бессознательного фрейда и поступки. Одним из учеников Приняв общее определение бессознательного, предложенное Юнг разошелся со своим учителем в вопросе о природе и функциях бессознательного. Теория бессознательного фрейда его мнению, бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов, определяющих основу всех переживаний, представлений и поведения людей. Кроме того, бессознательное выполняет не охранительную функцию, являясь теория бессознательного фрейда рода «ямой», куда сбрасывается все негативное, а компенсаторную — бессознательное дополняет сознание до целостности, позволяя человеку наиболее полно адаптироваться к реальности 6. В соответствии со своей иррациональной природой бессознательное находится за пределами познания, однако с помощью некоторых приемов оно может быть активизировано. Такими приемами являются гипноз и методика свободных ассоциаций. Кроме того, бессознательное спонтанно проявляется в сновидениях, фантазиях, оговорках и ошибках, именно поэтому его можно изучать, и на основе знания о продуктах бессознательной активности делать косвенные выводы о его природе. Юнгу, бессознательное существует в личной теория бессознательного фрейда коллективной формах. Личное бессознательное — это все психологические приобретения личного существования, продуманное и прочувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное, это личный багаж человека, формирующийся в процессе жизни. Коллективное бессознательное имеет надличностную форму, оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования. Коллективное бессознательное возникает из наследственной возможности психического функционирования, наследственной структуры человеческого мозга и проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, возникающих везде и всюду независимо от исторической эпохи или культурной традиции, — утверждает Если личное бессознательное структурировано в виде комплексов, то структура коллективного бессознательного теория бессознательного фрейда архетипами. Архетипы — это универсальные структуры человеческой психики. Слово «архетип» происходит от греческих arche — начало и typos — образ; буквальный смысл термина «архетип» — изначальный, исконный образ. Давая столь разные определения, Юнг тем не менее постоянно подчеркивает формальный характер архетипа. Формальность означает, что архетип доступен изучению не сам по себе, а только в связи с каким-либо конкретным содержанием, обусловленным эпохой и культурой. Для иллюстрации этой идеи Юнг приводит аналогию с кристаллической решеткой. Решетка не существует сама по себе, ее можно обнаружить только в связи с каким-либо веществом, теория бессознательного фрейда структурируется вдоль определенных линий, называемых кристаллической решеткой. Также и архетип проявляется только в связи с конкретным психическим содержанием, но сам по себе, вне этого содержания, существует только как потенциальная форма, возможность. Действительностью архетип становится в идеях, символах или образах, теория бессознательного фрейда насыщено пространство культуры. Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований, опосредованным образом определяют теория бессознательного фрейда философских учений и т. Герои мифов и сказок, по мнению Юнга, являются персонификациями психических содержаний и в зримой форме передают глубинные программы, по которым существуют как отдельный человек, так и человечество в целом. Таким образом, с помощью понятия «архетип» Юнг утверждает идею психического единства человечества. Юнг обращает на следующие архетипы: «Ego», «персона», «внутренняя личность» или «душа», «тень», «самость». «Ego», или «Я», — это комплекс теория бессознательного фрейда и представлений, составляющих центр сознания, обладающий непрерывностью идентичностью с самим собой, осознанные психические элементы. Юнга, западный человек отождествляет себя именно с «Я». Представитель западной цивилизации привычно редуцирует свою личность только к осознаваемым психическим элементам. Особенно ярко эта теория бессознательного фрейда выразилась в классической западноевропейской философии XVII—XIX вв. Классическую европейскую философию можно считать проявлением ego-центризма, спровоцировавшего в XX в. Юнга, «Ego» — лишь незначительный фрагмент субъективной реальности, но именно этот фрагмент более всего знаком западному человеку и служит своеобразной точкой опоры в процессах теория бессознательного фрейда. Другим хорошо известным каждому человеку теория бессознательного фрейда является «персона», или «внешняя личность». «Персона» — комплекс психических теория бессознательного фрейда для удобства и приспособления к внешнему, социальному миру. Этот комплекс проявлений личности, так же как и «Я», ошибочно может отождествляться с субъективностью вообще. Если вопрос «кто Я? » часто является трудноразрешимым и провоцирует мировоззренческие и религиозные искания, то по поводу «персоны» таких проблем не возникает. Человек легко соотносит себя со своей «внешней личностью»: я — врач, я — юрист, я — отец, я — француз и т. «Персона» формируется на основе тех психологических приемов и установок, которые вырабатываются у человека при взаимодействиях в социуме. Содержание «персоны» представлено совокупностью устоявшихся социальных ролей, которые личность играет, стремясь действовать в соответствии с ожиданиями других людей. Если человек в значительной степени отождествляет себя с «персоной», то в субъективности появляется специфический комплекс психических функций, который «Маска» может заменить человеку его истинное лицо. Полная теория бессознательного фрейда с одной или несколькими социальными ролями по сути своей невротична и чревата серьезными психологическими кризисами, связанными с утратой привычной социальной функции. Архетип теория бессознательного фрейда личности», или «души», — это психологическая установка человека по отношению к собственному внутреннему миру. «Душа» дополняет «персону» и по своим свойствам противоположна ей. «Внутренняя личность» может иметь как мужские, так и женские черты. Так, «внутреннюю личность» женщины Юнг называет «Аниму-сом», а «внутреннюю личность» мужчины — «Анимой». «Душа» женщины несет в себе мужские черты, и напротив, «душа» мужчины — женские по принципу дополнения до целостности. Юнга, из характера «персоны» человека можно вывести характер его «души»: все, что в норме должно теория бессознательного фрейда во внешней установке, но по каким-то причинам отсутствует, находится во внутренней. Если человек не осознает комплекс своих внутренних установок и теория бессознательного фрейда, т. Сознательное приспособление к обьекту, представляющему собой душевный образ, невозможно до тех пор, пока человек не осознает особенности своей «внутренней личности». Архетип «тени» фокусирует в себе все те психологические черты и переживания, которые оцениваются как негативные: агрессивность, разрушительность и т. Чем менее человек осознает наличие в себе такого негативного психического содержания, тем сильнее и разрушительнее может быть проявление «тени». Архетип «самости», или «целостности», выражает единство личности, всех ее сознательных и бессознательных проявлений. «Самость» теория бессознательного фрейда таинственный архетип, в культуре он проявляется в виде образов идеальной, божественной личности; «самость» — центральный архетип, цель саморазвития человека. Юнга, смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свои внутренние силы и способности, двигаться к личностной полноте, т. В мифах и сказках разных народов мира, в художественной литературе изобразительном искусстве обнаруживаются образы, соответствующие основным архетипам коллективного бессознательного: и образ «тени», и образ «Анимы» или «Анимуса», и образ идеальной личности известны в качестве внешних культурных констант, однако, несмотря на известность и привычность, они по-прежнему с трудом теория бессознательного фрейда как собственные внутренние психические переживания. Юнга получила широкое распространение в философии и психологии второй половины xX в. Идеи этого швейцарского философа и психолога стали той основой, на которой теория бессознательного фрейда самопонимание западного человека конца прошлого века. Кроме того, теория Юнга позволила прояснить некоторые существенные особенности современной культуры.