Запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками

Приемы ТРКМЧП · инсерт, или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками таблица ЗХУ Знаю - Хочу узнать - Узнал. Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением. Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую. Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества. · ТАКСОНОМИИ БЛУМА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО · Таксономия - гр. Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная. Познавательная сфера охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости. Познавательная, запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками когнитивная, областьэто та сфера познания, в которой главное - интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления просто помню до самого высокого создаю новые идеи. Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте. Понимание Что случилось в конце? Объясни следующую цитату Предположи, что произойдет дальше. Перефразируй тему — о чем текст? Изложи краткое содержание отрывка или главы Примене­ние Как тема соотносится лично с тобой! Если бы все происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему. Анализ Почему герой действует и реагирует таким образом? Схе­матически изобрази отношения между героями. Соотнеси чер­ты характера героев с их поступками. Придумай новую концепцию — чем должна закончиться книга. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте главного героя представь. Оценка Эффектен ли конец? Оправдай решения запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками героев. Реалистичен ли такой конец? Пронумеруй героев, исходя из их важности для сюжета, а также — исходя из их правдоподобия. Задания на развитие критического мышления Уровень 1 Знание, Запоминание фактов Что.? Как бы вы объяснили.? Как бы вы описали.? Как бы вы показали.? Что запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками можете сказать о.? Объясните, что сейчас происходит. Как бы вы кратко передали.? Как бы вы передали другими словами. Какие факты ил идеи показывают.? Уровень 2 Применение Как бы вы использовали.? Как бы по-другому вы сделали, чтобы.? Какие примеры вы можете найти.? Как бы вы решили. Как бы вы показали ваше понимание.? Как бы вы расположили. Какой подход вы бы использовали.? Какие элементы вы выбрали бы, чтобы изменить.? Что случилось бы в результате.? Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать.? О чем вы бы спросили в интервью с.? Как бы вы применили то, чему научились, чтобы развить.? Каковы части или характерные черты.? На какие категории вы бы Почему вы думаете.? Как бы вы проклассифицировали.? Какое заключение можно вывести Какой мотив запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками Какие доказательства можно найти.? Какие можно сделать выводы.? Уровень 3 Оценивание Вы согласны с действиями.? Что бы вы процитировали в защиту действий.? Вы согласны с последствиями.? Какой выбор вы сделали бы на их месте? Каково ваше мнение о.? В каком порядке по важности вы бы расставили.? Как бы вы доказали.? Какое суждение вы бы вынесли о.? Определите ценность или важность. Основываясь на том, что знаете, как бы вы Было бы лучше, если бы.? Почему они персонаж выбрали.? Какие данные были использованы, чтобы прийти к Что бы вы порекомендовали.? К какому сорту вы бы отнесли.? Как бы вы сравнили идеи.? Как бы вы могли определить.? Как бы вы обосновали.? Почему это лучше, чем.? Творчество Как бы вы улучшили.? Что бы вы изменили, чтобы Что можно было бы скомбинировать, чтобы Как вы думаете, почему.? Что бы случилось, если бы Как бы вы переделали. Предскажите последствия, Как бы вы протестировали Как бы вы изменили видоизменили если. Постройте модель, которая Какие факты вы можете Что могло бы быть сделано, чтобы бы изменила. Как бы вы спроектировали Придумайте необычный Если вдруг вы могли бы. Вопросы по Блуму - Простые вопросы фактические вопросы — требуют знания фактического материалаориентированы на работу памяти - Уточняющие вопросы — «насколько я понял…. », «правильно ли я Вас поняла, что…» - Интерпретирующие вопросы объясняющие — побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений почему? » - Практические вопросы — «Как мы можем…? » «Как поступили бы вы…? » · Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками творчества, но по определенным правилам. Они таковы: В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна. Во второй строке надо запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. Пятая строка — это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней. Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной. Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Чтение с остановками По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. Мозговой штурм Создание банка идей, возможных решений проблемы. Критика и комментирование не допускаются. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы этот этап может быть отсрочен. Прием « толстых» и «тонких» вопросов Толстые вопросы тонкие вопросы Дайте три объяснения, почему…? Предположите, что будет, если…? » Выглядит как Звучит как -Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картина - «Это ново! » - «Это интересно! » - Песня: куплет, припев Кто…? Перепутанные цепочки - Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные - Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки - Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности Перекрестная дискуссия Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод. Шесть шляп мышления - Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. И не пытайтесь их объяснить. Это возможность выразить новые понятия и концепции использовать здесь латеральное мышление. Аргумент одной группы — контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе Семинары совместного редактирования. Автор текста реферата раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента по содержанию, стилю, сюжетукоторые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки синквейнов, хайку, рисунков передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг взаимообучение работа в запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками сменного состава Бортовой журнал Что я знаю по теме Что нового узнал Что не понял Двухчастный дневник Вопросительные слова Основные понятия темы Что Какой Чем отличается Почему и т. Двойной дневник вопросы точка зрения автора моя точка зрения Концептуальная таблица Что сравнивали? Черты и свойства соотнося "старую" информацию с "новой"; стараются выражать мысли своими словами присваивает информацию ; свободно обмениваются своими идеями с другими учащимися знакомятся с различными представлениями ; анализируют собственные мыслительные операции. Заполнение кластеров, таблиц, установление запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант; исследования запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками вопросов темы и т. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урокакогда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме строго индивидуальная работапродолжительность 1-2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием групповая работа. Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть запиши правила которые зашифрованы этими условными знакаминапример, ученики должны выяснитьв чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного составляется список идей. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей без комментариевдаже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками, по мере освоения новой информации. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер пучокотражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? Обобщение, вывод чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным. Есть парный согласный, но он запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками середине слова. Прием «Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово к л астер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Б ОРФОГРАММЫ ПРЕДЛОГ Ь Ь Прием «Пометки на полях» Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» V отмечается в тексте информациякоторая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» + отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками заданием, текстом. Знаком «минус» - отмечается запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Он обязывает не просто читатьа вчитываться в заданиев текстотслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Использование этого приема требует от учителя: Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками; Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков; В - третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы. Известночто в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителейчто они думают по этому поводуможно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. На листочках дан текст. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? V Имена существительные бывают мужского, женского или запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям + Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. В ней три колонки запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее ЗУХ. Маркировочная таблица ЗУХ 3 У х В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строккоторое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюм и роват ь учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. Фиксируется время на данный вид работы. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Например: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Приём «Диаманта» Диаманта —стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению · 1, 7 строчки — существительные антонимы; · 2 — два прилагательных к первому существительному; · 3 — три глагола к первому существительному; · 4 запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками два словосочетания с существительными; · 5 — три глагола ко второму существительному; · 6 — два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня Прием «Учебный мозговой штурм» Этот прием хорошо известен учит е лю и не нужда е тся в подро б ном описании. Однакопоскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент — до 15 минут. Второй этап — коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное — найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Приём«Верные — неверные утверждения » Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. В предложении местоимения бывают только подлежащим. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим 4. Местоимения запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками быть 1, 2 или 3 лица. Местоимения изменяются по падежам и числам. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом. «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельностьпроявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения п роблемы и по времени занимает не более 5 минут. Прием «Лекция со стопами» Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопросаили коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое вы п олняется в группах или инди в идуально. Прием «Фишбоун » рыбный скелет : голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темынижние косточки — суть понятиихвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. ОРФОГ- РАММЫ УЧАТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ ЗАПОМ-НИТЬ СУЩ. НА КОНЦЕ ЗНАТЬ ПРАВИЛО РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь В КОРНЕ ПЕРЕД БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И ГЛ. ЗНАТЬ ПРАВИЛО Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Для данного приема используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Как могло запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям? Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт — чтение с пометками V — подтвердилось, + — новое. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Суть приема «Фишбоун» рыбья косточка состоит в постановке проблемы, которая изучается на уроке, в определении ее аспектов и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. Учащиеся начальной школы еще только начинают изучать историю. Мною этот прием был мною адаптирован для обучения учащихся составлению плана рассказа. Последний вид работы с текстом не вызывает энтузиазма у ребят, а о важности его говорить не приходится. Как же мы рисуем рыбку, которая эту скучную работу делает интересной? Исходя из заявленной темы, вместе с детьми ставим большой «толстый» вопрос ко всему параграфу учебника. Например, почему Иван 4 в российской истории называется Грозным? Пишем вопрос и рисуем хребет нашей будущей рыбки. Почему Иван 4 Грозный? Чтение текста «Иван 4 Грозный ». По ходу чтения дети делят текст параграфа на части по смыслу. Каждая такая часть — это косточка будущей рыбки. Верхние косточки — это кратко сформулированные пункты плана, а нижние — это ключевые слова к пунктам. Рождение Детство Венчание Царствование Сын 1. Коломенском Собор 3 этап. После того, как вся информация занесена, в хвостике рыбки делается запись выводов. А далее обводится контур рыбки. Рисунки у всех разные. Они вызывают восторг и являются предметом обсуждения. Но что важно для меня : по этой рыбке дети легко восстанавливают ход событий, описанных в тексте, рассказывают по ключевым словам. Выводы по проблеме дети тоже учатся делать сами, после того как овладели этим приемом. Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением его структурировать, анализировать и обобщать на элементарном уровне. Для этого надо дать текст и предложить детям составить Фишбоун, выразить восхищение получившимися рыбками. Работая в паре, ученики рассказывают друг другу содержание текста, опираясь на Фишбоун. Прием «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних — располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника индивидуально или в группе. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке. Выберите из текста запиши правила которые зашифрованы этими условными знаками информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. Я столько времениискала эти материалы по разным сайтам, столько потеряла времени, а здесь всё и в одномместе, да ещё и с примерами. Спасибо большое за метериал. Хоть и работаю по этой технологии уже 6 лет, но каджый раз открываю что-то новое. В вашем материале вновь что-то новенькое нашла. Ирина Александровна, огромное спасибо за Ваш сундучок знаний. Всё в системе, всё разъяснено!